Доступность данных

Режим онлайн и режим реального времени


Чем отличаются взаимодействие в режимах онлайн и реального времени с нормативной и понятийной точек зрения? Чем обусловлено требование ответа в течении 2-х секунд в режиме реального времени? Какие еще требования применимы к быстродействию интерфейса пользователя?

Коллеги, на портале НСУД мы начинаем публиковать статьи, посвященные вопросам управления данными в России и в мире.

Все вопросы и предложения по таким статьям просим задавать в телеграмм-канале Информационный канал НСУД - обсуждение.

Мы с удовольствием опубликуем и ваши статьи, присылайте их, пожалуйста, на адрес nsud@digital.gov.ru с пометкой "Статья для публикации".


В различных статьях и документах часто встречаются термины "взаимодействие в режиме онлайн" и "взаимодействие в режиме реального времени". Насколько это близкие понятия?

Термин "Режим реального времени" определен в п. 10 Правил межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2021 г. N 963 [1] как режим, при котором "время с момента отправления межведомственного запроса до момента получения ответа на этот запрос не превышает 2 секунд".

Временные промежутки "100 миллисекунд", "2 секунды" и "10-15 секунд" давно известны ученым-психологам.
Задержку менее 100 миллисекунд пользователь не замечает (это время соответствует времени одного непроизвольного моргания). Такое требование применяется, например, к отображению символов в поле ввода либо к изменению стиля кнопки после нажатия.
Задержка менее 2 секунд не требует от пользователя усилий по сохранению внимания (это время соответствует времени, за которое человек обычно ожидает реакцию от другого человека [2]) и свидетельствует о нормальном ходе взаимодействия пользователя с интерфейсом. Такое требование применяется, например, к переходу между полями ввода или к переходу между экранами мобильного приложения. В последнее время наблюдается тенденция к сокращению этого времени до 1-й секунды.
Задержка менее 10 секунд в обычных условиях позволяет пользователю не терять контекст (это время соответствует времени хранения информации в краткосрочной памяти человека) - если пользователь не прилагает усилий, он может просто забыть, что он делал и что собирался сделать. Такое требование применяется ко всем интерфейсам - задержка более 10 секунд без предварительного предупреждения пользователя и без индикатора выполнения считается грубой ошибкой.

Термин "Режим онлайн" в законодательстве России не определен, в отдельных нормативных актах под ним понимаются различные промежутки - от режима реального времени до отсутствия каких либо временных ограничений. На понятийном уровне под режимом онлайн понимается взаимодействие в рамках одной сессии пользователя (сеанса работы с компьютером).

Попробуем разобраться, какие задержки допустимы в таком случае. На бытовом уровне сессия пользователя онлайн соответствует одному посещению учреждения в режиме "оффлайн". Представьте, что, например, операционист банка либо сотрудник МФЦ просит посетителя у окошка подождать. Сколько времени будет ждать посетитель не испытывая беспокойства? Это время имеет значительный разброс, но задержка не более 2-х минут большинство пользователей не обеспокоит. О более продолжительных задержках необходимо ссобщать с оценкой времени (например, "подождите минут десять") и отображать индикатор прогресса.

Хотя, естественно, чем быстрее пользователь получает нужную ему информацию, тем лучше.

До сих пор активно цитируются результаты исследования Amazon 15-летней давности о том, что каждые 100 мс задержки загрузки страницы обходится компании в 1% выручки.

Подписаться

В нашем Telegram-канале доступны все последние статьи и их обсуждение

Подписаться
Избранное